Жизнь непредсказуема и часто преподносит неприятные сюрпризы. Проблемы могут подстерегать везде, но особенно часто с ними сталкиваются участники дорожного движения.
Если вы бывали в роли водителя, то наверняка запомнили это удивительное чувство независимости и свободы. Однако автолюбителей на дорогах — миллионы. Транспортом заполнены все крупные магистрали и мелкие трассы. Именно поэтому регулярно происходят ДТП — дорожно-транспортные происшествия. Иногда по вине водителей, а иногда по другим причинам. Но в любом случае при столкновениях страдают автомобили. Чтобы получить возмещение, следует провести независимую экспертизу и официально зафиксировать ущерб.
В ходе процедуры рассчитывается размер причиненного вреда, а точнее стоимость необходимого восстановительного ремонта. Это сложная регламентированная работа, при которой взаимодействуют сразу несколько разноплановых специалистов.
Независимая автоэкспертиза выполняется в следующем порядке:
Поврежденное транспортное средство внимательно изучается с помощью профессиональных приборов. Выявленные деформации документируются на видеокамеру или фотоаппарат.
Важно разделять дефекты, которые были на автомобиле ранее, и вмятины, поломки, царапины, которые стали результатом ДТП. Такую задачу выполнить сложнее всего, даже для опытного автоэксперта.
Следует помнить: независимую автоэкспертизу разрешается инициировать как пострадавшей стороне, так и виновной. Во втором случае цель заказчика — предотвратить завышение размера ущерба по сравнению с фактическим.
Документ, подготовленный по итогам осмотра машины, должен быть тщательно изучен и проверен всеми сторонами происшествия. Водители вправе потребовать провести осмотр повторно и более детально, обратить внимание экспертов на неучтенные или пропущенные ими моменты.
В акт осмотра включают разнообразную информацию о самом автомобиле и его текущем состоянии:
В акте прописывается подробное и обоснованное заключение специалистов, которое они сделали с учетом осмотра поврежденной машины. Расчет размера ущерба от ДТП ведется путем сложения стоимости всех дефектов, обнаруженных на автомобиле. Также учитываются техническое состояние транспортного средства, перечень работ, направленных на ремонт и устранение поломок, то есть на полное восстановление его эксплуатационных качеств.
В документ часто включают ссылки на нормативные акты, регулирующие вопрос возмещения ущерба при ДТП. Чем опытнее эксперт, тем полнее и детальнее составлен акт. Должны быть описаны технологические нюансы будущего ремонта, отдельно указано на необходимость заменить или отремонтировать определенные части автомобиля. Компетентный специалист перечислит способы диагностики машины, что окажется очень полезным для автовладельцев, которые попали в ДТП.
В некоторых случаях машине наносятся скрытые повреждения. При обычном внешнем осмотре они остаются незамеченными, их удается выявить только в ходе ремонта. В подобной ситуации требуется оформить дополнительный акт автоэкспертизы и добавить в него вновь обнаруженные дефекты и поломки. Любые повреждения, которые были найдены и при первом осмотре машины, и уже при повторном обследовании или ремонте, нужно сфотографировать и запротоколировать в акте.
Подготовка к составлению сметы будущего восстановительного ремонта начинается еще на предыдущем, втором этапе независимой экспертизы. Проводится перечисление всех полученных деформаций и подсчет причиненного вреда.
Чтобы определить окончательную стоимость необходимого ремонта, специалист использует техническую документацию, нормативы и справочники. По ним, в основном, и ведется калькуляция затрат на устранение недостатков и полное восстановление функциональности автомобиля. В частности, эксперты работают со справочниками «Автореалист», «Lackierung», «Auto», со сборниками трудоемкости (затратности) ремонта и обслуживания, изданными для различных марок автомобилей. Также материалы для автоэкспертизы берутся из ежемесячного электронного издания «Audatex». Обработка результатов процедуры и все подсчеты производятся в программах Мitchell, Audatex, «Автобаза» или «НАМИ — сервис» (первые два ПО — для машин зарубежных производителей, два последних — для отечественных автомобилей).
Но общий ущерб от ДТП — это не только стоимость самих поврежденных деталей и элементов транспортного средства. В расчет включается и стоимость работ, которые потребуются для установки новых запчастей и исправления дефектов.
Эксперты анализируют множество факторов. Знакомятся с реальным уровнем цен на аналогичные автомобили и с показателями инфляции. Изучают предложения о купле-продаже машин, которые можно почерпнуть из печатных или цифровых специализированных изданий.
Информация о ситуации на рынке регулярно обновляется. Каждая новая независимая экспертиза предполагает самостоятельный мониторинг цен с нуля. Даже сравнительно недавняя аналитика рынка не учитывается. В этом, в том числе, состоит профессионализм автоэксперта. Он постоянно отслеживает все изменения в данной сфере и при необходимости перенастраивает программный комплекс для получения более точных и актуальных результатов.
Независимая автоэкспертиза завершается оформлением итогового отчета и внесением в него суммы ущерба от ДТП и примерных затрат на ремонтно-восстановительные работы.